Интервью с Ириной Костериной, куратором выставки Анри де Тулуз-Лотрека «Paris, Paris…»

В преддверии открытия выставки мы решили задать несколько вопросов её куратору Ирине Костериной, чтобы узнать поподробнее о красочном мире Монмартра, запечатлённом в образах Тулуз-Лотрека, о его драматичной судьбе как человека и как художника. 

-Тулуз-Лотрек – самый незаурядный представитель творческой элиты Парижа конца XIX в., постимпрессионист, певец «Прекрасной эпохи», трагически оставивший мир в возрасте 37 лет. С чего же начиналась его известность как художника? Ведь мы знаем, что при жизни он не был признан.

Всему Парижу он стал известен в 1891 г., когда за одну ночь весь город обклеили афишами «Мулен Руж». Это его первая работа в «коммерческом искусстве» уличного плаката. И сразу такой успех! После он выполнял на заказ рекламные плакаты, несколько лет сотрудничал с газетами и журналами, участвовал в различных выставках. Так, что имя этого художника было на слуху у парижской публики. Его знали, но не принимали. Потомок древнейшего аристократического рода бросил вызов общепринятым нормам морали, жил в самом богемном районе столицы, постоянно пропадал в кабаре или публичных домах. Рисовал их обитателей и людей самого дна. А как он это делал?! Газеты выпускали разгромные рецензии на его произведения, не скупясь на эпитеты и ругательства. И только после его смерти ситуация начала меняться.

-Какой одной темой можно обозначить вашу выставку?

Одной – сложно. Ведь мы старались представить зрителям основные темы его творчества, а их несколько. Это и звёзды Монмартра, и сюжеты цирка, и зарисовки из жизни куртизанок. Но если охарактеризовать общее настроение, то подойдёт принятое в истории искусств название того периода — «La Belle Époque».

-Чем эта экспозиция отличается от других выставок литографий Анри де Тулуз-Лотрека?

Помимо общеизвестных афиш, нам удалось собрать рекламные плакаты книг, журналов, несколько литографий этюдов, и, конечно же, листы из альбома «Они», посвященному жизни обитательниц публичных домов. Таким образом, можно получить довольно полное представление о Лотреке-графике.

-Сложно ли адаптировать такую выставку под пространство «Арт-Банка»?

Очень просто. Само пространство удивительным образом совпало с темой выставки. Экспозиция расположена  в уникальном помещении бывшего деньгохранилища. Здесь сохранились элементы интерьера конца XIX в. – массивные железные двери, колонны, стены, облицованные настоящей бронёй. Тёмный металл с заклёпками напоминает конструкцию Эйфелевой башни. Ведь эта одна эпоха.

-Что позволит зрителю узнать больше о художнике на выставке «Paris, Paris…»?

Как и все наши проекты, выставку сопровождают информационные стенды, рассказывающие о том, кто же такой граф Анри де Тулуз-Лотрек, что вдохновляло Лотрека-художника, чем жил ночной Монмартр. Музыка, кадры кинохроники, а также регулярные экскурсии и кинопоказы помогут даже зрителю, не знакомому с творчеством художника, почувствовать горько-сладкую атмосферу «Прекрасной эпохи».